Южнорусские овчарки Поволжья

Объявление

Все возможности форума доступны только зарегистрированным пользователям.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Южнорусские овчарки Поволжья » О дрессировке - все » Научение на основе доминанты


Научение на основе доминанты

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Научение на основе доминаты – классика дрессировки.

К этой форме научения принято относить случаи чрезвычайного быстрого образования условно-рефлекторной реакции (1-2 сочетания стимула и подкрепления), на базе гипертрофированной, преобладающей потребности (доминанты).

Явление доминанты было открыто Алексеем Александровичем Ухтомским, одним из самых выдающихся мыслителей ХХ века, и было определено им как “достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах (мозга) в данный момент, имеющее значение господствующего фактора в работе прочих центров: накапливающее возбуждение из отдаленных источников, но тормозящее способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение”.

Раздумывая о путях и перспективе развития современного знания о природе человека, известный психолог В.П. Зинченко отметил: “общепризнанно, что учение И.П. Павлова определяло развитие психологии в первой половине ХХ века. Оно определяло ее естественную, материалистическую и детерминистическую парадигму. Мне кажется, что психологию XXI века в большей степени будет определять учение А.А. Ухтомского, на основе которого уже создается подлинная психологическая физиология”.

Доминанта – как она есть.

В моей практике был такой случай: на дрессировочную площадку ко мне пришла женщина с эрдельтерьером, вся в слезах. Немного успокоившись она рассказала мне, на ее взгляд “странную” историю о том, как вызвав на дом инструктора по дрессировке, она получила от него рекомендацию не кормить собаку в течении суток перед следующем занятием. Я постаралась убедить ее в том, что кинолог приезжавший к ней не был садистом, а всего лишь применил распространенный прием – формирования доминантной потребности. Увы, тогда мне показалось, что в разряд садистов автоматически попала и я.

Итак, что же такое доминанта?

Развитие доминанты основывается на тех же закономерностях что и мотивации и отличается только величиной лежащей в ее основе потребности. При доминанте величина потребности становится критической, неудовлетворение ее может привести к опасным последствиям организма.

Внешнее проявление доминанты: полное подчинение всех прочих реакций организма, ведут к снятию или снижению состоянию доминанты. Наиболее знакомая, в быту, собаководам – половая доминанта (вышли погулять с Рексом, вернулись без Рекса – убежал за “девочкой”). Впрочем, есть данные, что кроме основных (пищевой, половой, оборонительной) доминант, любая другая потребность может привести к формированию доминанты. Состояние, характеризующееся как доминанта, можно вызвать путем лишения животного какого-либо агента, например: пищи или воды. Иногда, воздействием сверхсильного раздражителя (болевого) или вызывающего сильные эмоциональные реакции (страх). В лабораторных условиях удавалось вызвать состояние доминанты путем многократного воздействия слабых стимулов или непосредственным воздействием на соответствующие центры головного мозга.

В результате таких воздействий в центральной нервной системе формируется сложная система нервных клеток – господствующий очаг возбуждения, обладающий свойствами:
• способность возбуждения (обеспечивает длительную активность животного, направленную на удовлетворение доминантной потребности);
• повышенной возбудимостью (гарантирует выраженную активность животного, дающую возможность быстрого снятия доминантного состояния);
• суммирует возбуждение (доминантный очаг) адресованное другим центрам и тормозит деятельность этих центров. Это свойство обеспечивает анализ информации поступающей извне, которая может иметь отношение к удовлетворению доминантной потребности. Подавление других форм деятельности в этот момент способствует быстрому снятию доминантного состояния и поэтому целесообразна.

Процесс возникновения потребности до осуществления действия, направленного на его удовлетворение, можно разделить на три стадии:
• Формирование устойчивой доминанты.
• Отыскание животным наиболее важных раздражителей для удовлетворения доминанты.
• Установка связи между доминантой и действием по ее удовлетворению.

По сути, в этих трех стадиях видна схема научения на основе доминанты в дрессировочном процессе: создание доминантного состояния (голод или жажда или отсутствие общения с хозяином), предъявление сигнала и предоставление животному возможности удовлетворения доминанты путем решения какой-либо задачи. Исчезновение доминанты – связанно не только с удовлетворением доминантной потребности, но и
• возникновением у доминанты антагонистического центра;
• возникновение доминанты в высших центрах (произвольное приложение – использование отрицательного подкрепления);
• при переходе нейронов доминантной сети в состояние пробиотического угнетения.

Значение доминанты в научении (дрессировочном процессе) заключается в ее высокой биологической значимости снятия доминантного состояния, а посему и способ снятия доминанты (соответствующий поведенческий акт) тоже приобретает высокую важность для организма и фиксируется центральной нервной системой быстро и надолго.

По своим биологическим механизмам классические, инструментальные и условные рефлексы, образованные на базе доминанты, близки между собой. А.П. Анохин писал: “В сущности сам факт образования условного рефлекса и возникновения его в ответ на условный раздражитель представляет собой типичный пример выявления доминантного состояния центральной нервной системы”. Принято считать, что быстро обучающиеся животные потому и являются таковыми, что уже на начальных стадиях выработки рефлекса формируют доминантное состояние, а медленно обучающиеся в тех же условиях его не формируют.

Многими исследованиями было доказано, что скорость выработки условного рефлекса определяет характер возбуждения в мотивационном центре, а не количество сочетаний. Для доминантного возбуждения достаточно наличие одного - двух сочетаний афферентного раздражения с прекращением доминанты, чтобы образовалась прочная временная нервная связь, также для образования условного на базе доминанты, характерно отсутствие стадии генерализации.
Следует, однако, различать доминантную мотивацию – актуальную, очень выраженную в данный момент и доминанту, как состояние, характеризующуюся специфическими признаками.

Пользуясь формой научения на основе доминанты, всегда помните, что состояние доминанты является сильным стрессом для животного. Острая конфликтная ситуация изменением свойства нейронов мозга, создается застойный очаг возбуждения и формируются психологические доминантные изменения функций мозга, что приводит к срыву высшей нервной деятельности или запредельному торможению. Особенно осторожно обращаются с молодыми животными, у которых состояние доминанты формируется очень быстро.

У некоторых животных усиленная доминанта вызывает некое переключение доминирующего поведенческого акта на другую деятельность, внешне не имеющую отношения к исходной биологической потребности – смещенную активность. Создание доминанты в дрессировочном процессе зависит (и учитывается) от индивидуальных особенностей животного: у одного животного создают пищевую доминанту, пропустив одно кормление, а другое животное, для создания того же состояния, следует не кормить сутки.

Формирование состояния доминанты в дрессировочном процессе используется часто – это давно уже стало обыденной практикой, если же Вы побиваетесь последствий использования этого приема – обратитесь к грамотному, по Вашему мнению, инструктору по дрессировке собак (кинологу).
Рина Мэй

Источник: http://www.dogmaster.ru

0

2

Василина написал(а):

Рина Мэй

а у нас это всегда называлось "создание доминирующей мотивации".

0


Вы здесь » Южнорусские овчарки Поволжья » О дрессировке - все » Научение на основе доминанты


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно